Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, в качестве одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является поиск, разработка и внедрение мировых образовательных инноваций, целью которых выступает наиболее качественное удовлетворение потребностей участников образовательного процесса, и, тем самым, повышение престижа системы образования.
Реализация приобретённых национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отраслей выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников. Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации, поэтому закономерно, что одним из главных направлений высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей, при сохранении должного уровня теоретических знаний. Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и больной вопрос в работе любого вуза, независимо от его статуса и величины.
В этой связи появление возможности организовать симуляционное обучение студентов в государственных медицинских институтах видится как разумное направление в учебном процессе. Необходимо подчеркнуть доступность и возможность его как для студентов начальных курсов, так и для студентов старших курсов. В процессе организации симуляционного центра нами изучены опыты симуляционного обучения ведущих российских ВУЗов, которые показали, что этапы обучения более сложные, чем мы предполагали и они внесены в Государственные стандарты и типовые программы ВУЗов.
Так как, медицинские ВУЗы стали на путь применения симуляционного обучения при подготовке квалифицированных медицинских кадров и ввиду ещё отсутствия единой государственной программы по симуляционному обучению, было принято решение работать по принципу «от простого к сложному» в целях беспрерывного обучения в симуляционном центре с перспективой перехода в будущем на более сложные этапы обучения.
В процессе организации симуляционного обучения возникла также необходимость контроля и мониторирования участия студентов и качества обучения. Для этого были созданы при центре экспертные группы и наблюдатели. Заключение и выводы по работе центра с целью выявления преимуществ и недостатков были сделаны с использованием метода анкетирования студентов, определения рейтинга кафедр, работающих в симуляционном центре.
Цель: изучить особенности симуляционного центра и его роль в подготовке специалистов.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности симуляционного центра;
2. Изучить роль симуляционного центра во время пандемии;
3. Проанализировать эффективность внедрения симуляционных центров в медицинских ВУЗах.
Объект: Симуляционный центр.
Предмет: Роль симуляционного центра в подготовке специалистов.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Особенности симуляционного центра
Медицинская школа с самого начала своего существования выгодно отличалась от профессиональных школ других направлений близостью к будущей профессиональной жизни – обучение студента профессиональной деятельности (так называемая «практическая подготовка») сразу начиналось у постели больного.
Несмотря на бурное развитие техники, некоторые манипуляции (как диагностические, так и лечебные) остаются незаменимыми даже на современном этапе развития научной и практической медицины. Одним из направлений повышения профессиональной компетентности выпускников – средних медицинских работников является совершенствование обучения студентов мануальным действиям, которые должен уметь выполнять каждый специалист. В медицинской школе под термином «практическое умение» понимается умение выполнять конкретное простое действие (мануальное, сенсорное, умственное), которое входит в состав более сложного профессионального действия медработника. [4]
Например, практическими умениями являются проведение внутримышечной инъекции, выявление методом пальпации определенных симптомов, определение шумов при аускультации и пр. Под навыком понимается автоматизированное умение.
Правила биоэтики и принципы деонтологии ограничивают взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Решение этой проблемы стало возможным с развитием техники – некоторые профессиональные умения медицинского работника могут отрабатываться предварительно на тренажерах. Современные тренажеры, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать различные симптомы (шумы сердца и легких, наличие опухолей в различных органах и пр.).
Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий медицинских работников по оказанию неотложной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий.
Преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах очевидны:
• появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;
• профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;
• создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому медицинскому работнику. [1]
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07 г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказаниимедицинской помощи гражданам» допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)».
В связи с внедрением Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования и компетентностного подхода возникла необходимость контроля и развития практической компетентности выпускника по всем направлениям и дисциплинам.
В связи с этим в медицинских вузах организовывают симуляционные центры, в котором оборудованы кабинеты: процедурный, индивидуальный родильный зал, палата сестринского ухода, технологии оказания сестринских услуг, приемный покой, кабинет ухода за пациентами детского возраста, кабинет реабилитации и т. д.
Для специальности «Лечебное дело» изготовлена машина скорой медицинской помощи, оснащенная современной аппаратурой и муляжами для проведения реанимационных мероприятий. Используются кабинеты симуляционного центра и для постдипломной подготовки средних медицинских работников. Для решения этой задачи внедряются симуляционные технологии, которые позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации различных клинических сценариев, отработки технических навыков ухода за пациентом, проведение лечебных манипуляций, имеющих высокую степень риска.
Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке фельдшеров, медицинских сестер, акушерок по вопросам неотложных состояний. Для их обучения организован симуляционный кабинет по скорой медицинской помощи. Он оснащен машиной скорой помощи в натуральную величину, снабженной необходимым оборудованием для оказания помощи пострадавшему при травмах, кровотечениях, остановке дыхания и сердечной деятельности и др. экстремальных состояниях. [8]
Кроме того, имеются симуляторы с современным программным обеспечением, позволяющие создать клиническую ситуацию, максимально приближенную к реальной практике, дающую возможность многократно самостоятельно отрабатывать необходимые навыки: транспортная иммобилизация, транспортировка пострадавших, помощь при утоплении, удушении, электротравме, ожогах, отморожениях, открытых переломах и др. Данная методика позволяет приобрести опыт оказания помощи без риска для пострадавшего.
Симуляционное обучение – это искусство имитировать реальность и способ научиться избежать ошибок. В результате многократного повторения приобретается навык доведенный до автоматизма выполнять то или иное действие.
В условиях симуляционного кабинета содержание обучения обеспечивает отработку алгоритмов действий каждого обучающегося и бригады в целом, выбор тактики лечения в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими стандартами.
Симуляционное обучение направлено не только на освоение отдельных навыков каждым слушателем, но и на обучение работе в команде, профессионального поведения и навыков общения с пациентом. Для этой цели ставится задача, в ходе решения которой задействуются различные этапы симуляционного обучения.
Первый этап – это инструктаж. В форме мини-лекции оценивается обстановка, определяется объект для оказания помощи и цель.
Второй этап – сам процесс обучения, во время которого члены группы осуществляют уход за пациентом или оказывают помощь под контролем преподавателя. При этом важно, чтобы все члены команды ощущали реальность ситуации.
Третий этап – это подведение итогов. Преподаватель вместе со студентами и слушателями обсуждают результаты практики.
Наличие симуляционного центра позволяет на более высоком уровне проводить различные мероприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко, Г. В. Михайлова Т.М. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете: психологические особенности и проблемы // Инновационное развитие науки и образования. Монография. [Текст] / Г. В. Акименко, Т. М. Михайлова. Пенза, 2017. С.116.
2. Багаутдинова Алия Шамильевна, Клещева И. В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 1.
3. Гегерь, Э.В. Актуальные вопросы совершенствования управления здравоохранением с использованием информационных технологий [Текст] / Э.В. Гегерь // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 30-34.
4. Горшкова, Л.В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение [Текст] / Л.В. Горшкова // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 6 (76). С. 137-151.
5. Дивеева, А.А. Проблемы управления здравоохранением: региональный аспект [Текст] / А.А. Дивеева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 99-105.
6. Коробкова, О.К. Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации» система государственной поддержки продуцентов сферы услуг здравоохранения [Текст] / О.К. Коробкова // Экономические науки. 2017. № 150. С. 69-74.
7. Носкова, М. В. Качество учебного процесса в медицинском вузе: психолого-педагогический подход / Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – Москва, 2014. - № 26 (197). Выпуск 24.- С.45.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. Ст. 7598.
9. Сайгушева Л. И. К вопросу об инновационных образовательных технологиях в вузе //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2017. № 30. С. 105–109.
10. Самостоятельная работа студентов как форма учебного процесса // Г.М. Могильная, А.Л. Евглевский, Э.Г. Пейливаньян и др. / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2017. - №4-1. – С. 194-196
11. Сюсюкина И. Е. Понятие об инновационных образовательных технологиях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 56–61.
12. Хусаенова, А.А. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО // А.А. Хусаенова, А.Ф. Амиров / Педагогика высшей школы. – 2015. - №1. – С. 28-29